Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

Республика Адыгея

Этнодемографическая ситуация

Республика Адыгея (РА) занимает площадь в 7,8 тыс. кв. км. Территория включает низменность в долинах рек Кубани и Лабы и северные склоны Кавказского хребта с горными вершинами от 2000 до 3255 м. Административная граница республики по всей протяженности соприкасается с территорией Краснодарского края (анклав). В составе республики два города республиканского значения, семь районов, пять поселков городского типа. До августа 2002 г. здесь насчитывалось 55 аулов, станиц, поселков. В процессе подготовки к Всероссийской переписи населения 2002 г. в соответствии с действующим законодательством РА упразднено шесть хуторов и поселков как утративших признаки населенного пункта[1].

В республике проживают 445,4 тыс. чел. – представителей около 90 национальностей. Основные по численности этносы Республики Адыгея в 2002 г. (в тыс. чел.): адыги – 102,58 (23%), русские – 300,15 (67,3%), украинцы – 13,38 (3,0%), армяне – 10,75 (2,4%), татары – 2,68 (0,6%), белорусы – 2,68 (0,6%), немцы – 1,79 (0,4%), другие – 12,09 тыс. чел. (2,7%)[2].

Конфессиональный состав: христиане – 50–55%; мусульмане – 20–22%; представители иных вероисповеданий – 10–12%.

За 80 лет, прошедших со времени образования Адыгейской автономной области в 1922 г., население почти удвоилось: с 244,0 тыс. до 445,4 тыс. чел.[3] По сравнению с данными последней переписи населения 1989 г., количество населения увеличилось на 12,8 тыс. чел., или на 2,9%[4]. Основные показатели динамики численности населения в 1989–2001 гг. приведены в табл. 1 (см. Приложение).

Этнический состав населения республики, после переписи 1989 г., изменился мало. Например, численность адыгов и русских в процентном соотношении в период переписи составляла 22% и 68% соответственно (ср.: в 2002 г. – 23% и 67,3%); украинцев – 3,2; армян – 2,4; татар – 0,6; белорусов – 0,6; немцев – 0,4; других – 2,8%.

Как видно из табл. 1, на 1 января 2001 г. в республике проживало 446,5 тыс. чел. Городское население – 240,8 тыс. (53,9%), население столицы (г. Майкоп) – 178,6 тыс. чел. (40,0%). Кроме того, в г  Адыгейске проживают 12,3 тыс. (2,75%), в поселках городского типа – 49,9 тыс. чел. (11,7%). Сельское население семи районов республики – 205, 7 тыс. чел. (46,06%).

Население Республики Адыгея на 1 января 2002 г. составило 445,4 тыс., в том числе городское – 240,8 тыс., сельское – 204,6 тыс. чел. Общая численность населения, по сравнению с предыдущим годом, уменьшилась на 1,1 тыс. чел., на столько же сократилось сельское население; изменений в численности городского населения не произошло.

В 1960-е годы, в том числе после переписи населения 1989 г., наблюдалась тенденция к снижению рождаемости, сокращению продолжительности жизни, росту смертности населения. Как одну из важных характеристик этнодемографической ситуации в настоящее время можно рассматривать увеличение числа разводов и сокращение числа браков, в том числе смешанных.

Статистика адыго-русских браков указывает на рост их числа после 1960-х годов и резкое снижение с начала 1990-х годов. В частности, в 1960 г. зарегистрировано 2,6% адыго-русских браков от их общего числа, в 1971 г. – 7,3; в 1979 г. – 11; в 1994 г. – 3,6; в 1996 г. – 2,1%. Тенденция к снижению межэтнической брачности сохраняется до сих пор. Значительная часть русско-адыгских браков заключается людьми зрелого возраста; как правило, это не первый брак (50% зарегистрированных в 1995 г. русско-адыгских браков приходится на возраст от 29 до 54 лет).

В 1990-е годы в связи с процессами актуализации национального самосознания, трансформацией общественного сознания, а в некоторых случаях в результате проявлений этноцентризма на фоне межнациональных конфликтов на Северном Кавказе адыго-русские браки становятся социально неодобряемыми.

Оценка численности населения на 1 января каждого года рассчитывалась Государственным комитетом Республики Адыгея по статистике на основании итогов переписи населения 1989 г. В 1990-е годы определяющую роль для демографической ситуации стал играть фактор естественной убыли населения в связи с ростом смертности и снижением рождаемости.

О динамике численности сельского и городского наличного населения на начало каждого года свидетельствует табл. 2 (см. Приложение).

Темпы урбанизации в Адыгее в целом соответствуют российским показателям. Если в 1922 г. в городских поселениях проживали 18,4% населения, то в 1940 г. – 20,5, в 1989 г. – 52,1, в 2002 г. – 54,1% от общей численности населения в каждый данный период. В Адыгее в целом преобладает городское население, сельского меньше на 17,7%[5].

До 1992 г. рост городского населения происходил за счет трех факторов: естественного и миграционного приростов, а также административно-территориальных преобразований, как правило, в результате преобразований части пригородных селений в городские. Естественный и миграционный прирост показан в табл. 3 (см. Приложение)[6].

Начиная с 1992 г. превышение числа умерших над числом родившихся ведет к естественной убыли городского населения. Миграционный прирост стал играть решающую роль в показателях численности населения. Динамика численности наличного городского населения Республики Адыгея после переписи 1989 г. показана в табл. 4 (см. Приложение)[7]. Население столицы республики г. Майкопа составляет 69,6% от всего городского населения и 37,7% от общего населения Адыгеи.

В период переписи населения 1989 г. на территории Адыгеи насчитывалось 230 сельских населенных пунктов с общей численностью сельского населения 207,0 тыс. чел. Средняя населенность сельского населенного пункта составляла 899 человек. На 1 января 2002 г. в республике насчитывалось 217 сельских населенных пунктов с общей численностью 204,6 тыс. чел. Средняя населенность – 943 чел. Сельское население, по сравнению с 1989 г., уменьшилось на 1,2%[8]. О динамике численности наличного сельского населения Республики Адыгея после переписи 1989 г. свидетельствуют данные табл. 5 (см. Приложение).

Возрастная структура населения Адыгеи и динамика численности свидетельствуют о старении населения республики. Население старше трудоспособного возраста в Адыгее составляет 23% (по Южному федеральному округу – 20,5%). Коэффициент экономической нагрузки в Адыгее, в сравнении с российскими показателями и ситуацией по Южному федеральному округу, на 1 тыс. чел. трудоспособного возраста представлен в табл. 6 (см. Приложение)[9].

В сельской местности республики нетрудоспособное население составляет 47%, в городской – 41%. Трудоспособные женщины в городской местности составляют 30,7%, мужчины – 29% от общего числа городского населения. В сельской местности женщины и мужчины трудоспособного возраста составляют 25,9% и 28,2% соответственно.

Дети (до 15 лет) составляют 22% от общей численности населения республики. Женщин в Адыгее – 54%. Всего трудоспособных мужчин – 28,6%, женщин – 28,5%.

За последние 5 лет уменьшился (с 17,5 в 1986 г. до 8,6 в 1999 г.) коэффициент рождаемости в связи с отрицательными показателями темпов прироста населения. В 2000 и 2001 гг. этот показатель несколько выше – 9,1 и 9,4 соответственно (см. Приложение, табл. 7).

Как видно из табл. 7, рассматриваемый период характеризуется повышением смертности населения. В расчете на 1 тыс. чел. коэффициент смертности составил, к примеру, в 1986 г. 12,2, в 1991 г. – 13,4, в 2000 г. – 15,0. Показатели естественного прироста населения, соответственно, отрицательные (кроме 1986 г. – 5,3 и 1991 г. – 0,0). В 1992 г. коэффициент естественного прироста (убыли) составил -1,5, в 1993 г. – -4,2, в 1994 г. – -3,6, в 1995 г. – -3,7, в 1996 г. – -3,9, в 1997 г. – -4,2, в 1998 г. – -4,3, в 1999 г. – -5,2, в 2000 г. – -5. Устойчивая тенденция естественной убыли населения наблюдается во всех районах Адыгеи. Рождаемость в 2002 г. остается низкой, не происходит, как и в целом за последнее десятилетие, простого воспроизводства населения, несмотря на некоторое увеличение коэффициента рождаемости в 2001 г. (на 3,3%, по сравнению с 2000 г.). В сельской местности уровень рождаемости выше, чем в городской, на 13,5% и на 7,4% выше, чем в среднем по республике.

Соотношение показателей рождаемости по национальному составу за последние 10 лет в целом сохраняется. Традиционно выше рождаемость у адыгов, армян. За последние 2–3 года в расчете на 1 тыс. чел. в среднем рождалось адыгов и армян 9,0, русских – 8,0, украинцев – 5,0. Анализ показателей естественного движения населения в 2001 г. указывает на рост рождаемости адыгов на 2,1%, а также русских – на 1,3%. Данную тенденцию подтверждает и статистика рождаемости в тех районах, где компактно проживает население адыгейской национальности: в Кошехабльском (10,7), Красногвардейском (10,1), Шовгеновском (10,8). Коэффициент рождаемости ниже в городах: Адыгейске (9,8), Майкопе (9,2), а также в Майкопском р-не (9,7), где преобладает русское население. Самый низкий уровень рождаемости в Тахтамукайском р-не (7,8), прилегающем к Краснодарскому водохранилищу. На территории района сложная экологическая ситуация, высокий уровень заболеваемости населения.

Показатели рождаемости в Адыгее по итогам 2001 г. ниже, чем в Южном федеральном округе в целом (на 9,6%).

Особенности динамики рождаемости непосредственно связаны с процессом старения населения, снижением брачности, обусловленным не только экономическими трудностями. Изменилось отношение молодежи к браку и семье. В 2001 г. вне брака родилось 1047 детей, что составляет 25% от общего числа родившихся.

Ежегодный рост числа разводов наряду с ростом смертности населения в трудоспособном возрасте (чаще мужчин) способствует увеличению числа неполных семей.

Рост смертности отчасти объясняется «старением» населения Республики Адыгея. В 2001 г. население в возрасте старше трудоспособного составило 23% от общей численности жителей республики. В сельской местности в 2001 году смертность составила 15,3 умерших на 1тыс. чел., т. е. выше, чем в среднем по республике, на 4,1% и на 7,7% – выше, чем в городской местности. Смертность выше в Гиагинском (16,0), Кошехабльском (15,0), Красногвардейском (17,4), Майкопском (15,9) районах.

Доля лиц, умерших в трудоспособном возрасте, составляет 22%. Смертность мужчин трудоспособного возраста превышает смертность женщин в 4 раза. Смертность детей до 1 года в 2001 г. снизилась, по сравнению с 2000 г., на 50%.

Средняя продолжительность жизни в Адыгее составляет 68,2 лет (в среднем по России – 65,3 лет). Общие коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста по районам Республики Адыгея (на 1 тыс. чел.) указаны в табл. 8 (см. Приложение).

В 2001 г. основными причинами смертности были болезни системы кровообращения (60%), новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы. В 2001 г. от неестественных причин умерло 782 человека (12% от всех умерших). Соотношение умерших на 1 тыс. чел. по национальному признаку указано в табл. 9 (см. Приложение).

Миграция и динамика численности населения

Миграционные потоки в Адыгею увеличились в 2001 г. в связи с прекращением их искусственного сдерживания, т. е. после отмены Президентом РФ в сентябре 2000 г. Указа президента РА «О мерах по ограничению миграции в Республику Адыгея» (1997 г.). В результате естественная убыль населения частично компенсирована миграционным приростом (на 55%).

В 2001 г. в республику прибыли 9143 чел. (в 2000 г. – 8659), выбыли 7951 чел. (в 2000 г. – 8042 чел.). Миграционный прирост в 2001 г. составил 1289 чел. (в 2000 г. – 720). Растут миграционные потоки как из регионов России, в основном из Чеченской Республики, так и из-за рубежа – Средней Азии, Казахстана, Армении, Украины, Абхазии, Грузии, стран Балтии. По данным паспортно-визовой службы МВД РА, право на постоянное место жительства в 2001 г. получили 5879 чел., из них по национальному составу преобладают русские (около 70%), адыгейцы (7%), украинцы (3%), армяне (5%), чеченцы (2%), курды (1,7%), абхазы, татары, белорусы, греки, немцы (до 1% кажд.). На 1 января 2002 г. официально зарегистрировано 332 семьи (910 чел.) вынужденных переселенцев, среди них русские (406 чел.), адыги (187 чел.), чеченцы (168 чел.) и др. За 2001 г. миграционный прирост среди адыгов составил 262 чел., русских – 600, украинцев – 91, армян – 188, азербайджанцев – 26 чел. Отмечается рост неконтролируемой миграции из Турции, Сирии, Иордании, ОАЭ, Армении. Число выбывших – на 8,7% сократилось[10]. Общие итоги миграции за 2001 г. по территориям Республики Адыгея представлены в табл. 10 (см. Приложение).

В общем числе прибывших в республику большинство составляют жители регионов России (5002 чел., или 81,8 % всех прибывших из-за пределов республики). Выезжают из республики преимущественно также в другие регионы Российской Федерации (4440 чел., или 92,0% от всех выбывших за пределы республики), меньше – за границу. Характеристики направленности миграционных потоков представлены в табл. 11 (см. Приложение).

Положительное сальдо межрегионального и международного миграционного обмена в 20001 г., по сравнению с 2000 г., выше на 79,0%. В другие регионы выехало меньше на 10,2%. Число прибывших из российских регионов увеличилось на 2,2%. Не уменьшается поток переселяющихся в республику из Северо-Кавказского региона (3078 чел.). В 2001 г. 65% миграционного прироста составили мигранты из стран СНГ. В то же время наблюдается стабильный отток населения в Германию и США. В 2000 г. выехало 168 чел., в 2001 г. – 163 чел.

Положительное сальдо миграции сохраняется благодаря прежде всего обмену мигрантами с Грузией, Азербайджаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией. В 2001 г. с Грузией связано 24,1% миграционного прироста, с Азербайджаном – 10,6%, с Узбекистаном – 8,8%, с Таджикистаном – 4,4% и с Киргизией – 2,6 %.

Доля лиц в возрасте моложе трудоспособного в общем сальдо миграции, по сравнению с 2000 г., увеличилась на 35%, а трудоспособного – на 17%. Численность жителей республики старше трудоспособного снизилась на 35%. Наибольший удельный вес в общем числе прибывших в Республику Адыгея в 2001 г. принадлежит русским (6256 чел., или 62,8%) и адыгейцам (1938 чел., или 19,5%).

Рост числа прибывших по национальному признаку за 2001 г., по сравнению с 2000 г., составил: русские – на 1,8%, армяне – на 18,4, адыгейцы – на 7,7, украинцев прибыло меньше – на 7,8%. Сократилось число выбывших мигрантов: русских – на 5,7%, украинцев – на 7, армян – на 6,4%.

В миграционном приросте преобладают русские, они составляют наибольший удельный вес от общего прироста населения – 46,5%, адыгейцы – 20,3, армяне – 14,6%.

Всего в 2001 г. прибыло 9954 чел., выбыло – 8665 чел. Миграционный прирост составил 1289 чел. Преобладают русские: прибыло 6256, выбыло – 5656 чел.; миграционный прирост – 600 чел; украинцы: прибыло 332, выбыло – 241 чел., прирост – 91 чел.; армяне: прибыло 464, выбыло – 276 чел.; прирост – 188 чел.; адыгейцы прибыло – 1938, выбыло – 1676 чел.; прирост – 262 чел.

В 2001 г. в целях координации деятельности государственных органов по вопросам миграции при кабинете министров РА создана комиссия по взаимодействию органов власти разных уровней по вопросам миграции, в том числе по проведению мероприятий культурно-психологической адаптации курдов в РА. Курды с 1980-х годов прибывают в основном из Таджикистана, Азербайджана; они компактно расселены в Красногвардейском р-не республики. По данным официальной статистики, курдов в Республике Адыгея в настоящее время насчитывается 2,9 тыс. чел.[11] Учитывая тот факт, что главы курдских семейств нередко препятствуют регистрации жен и отчасти детей, эта цифра может быть в два раза выше.

Языковая ситуация

В 1989 г. в период переписи населения на территории Адыгеи проживали 95 439 адыгейцев, 29 3640 русских. При этом 93 925 адыгов (98,4%) и 29 3559 русских (99,97%) назвали родным язык своей национальности. Кроме того, 1480 адыгов (1,55%) назвали родным языком русский, а 34 адыга (0,03%) – другие языки. 81 русских (0,02%) также указали родными другие языки[12].

26 сентября 2002 г. на заседании круглого стола в редакции республиканской газеты «Советская Адыгея», куда были приглашены представители ведомств, обеспечивающих подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2002 г. в Адыгее, а также руководители национально-культурных объединений республики, представители научной общественности, одним из вопросов, который обсуждался, был вопрос о содержании девятого раздела переписного листа, касающегося знания населения языков[13]. Участники круглого стола обратили внимание на то, что в переписном листе не выделено отдельной строки для указания сведений о родном языке. Объяснение официального представителя Госкомитета по статистике РА о том, что первая строка пункта 9.2 переписного листа («Какими иными языками Вы владеете?») предполагает размещение сведений о родном языке, показалось неубедительным. Большинство участников круглого стола, среди которых в большинстве своем были адыги, хотели бы видеть в переписном листе конкретное указание на родной язык.

Согласно ст. 5 Конституции РА, «равноправными государственными языками в Республике Адыгея являются русский и адыгейский языки». В настоящее время адыгейский язык изучается в вузах республики на факультативной основе, а также в 127 школах, в том числе – в 88 русскоязычных. В республике принимаются меры по возрождению забытых языковедческих традиций, развитию современного адыгейского языка. Установлен День адыгейского языка и письменности. Наряду с этим ставится задача совершенствовать процесс обучения школьников и студентов русскому языку.

При Адыгейском госуниверситете открыты аспирантура и докторантура, работают ученые советы по утверждению кандидатских и докторских диссертаций по адыгейской литературе, фольклористике, педагогике, истории. В 1998 г. впервые выпускники Адыгейского педагогического колледжа, в том числе неадыги, получили специальность «учитель начальных классов» с правом преподавания адыгейского языка. Уже много лет в Адыгейском госуниверситете готовятся специалисты высшей квалификации, имеющие право преподавания адыгейского языка. Все формы преподавания адыгейского языка, использующиеся в республике, как правило, не вызывают недовольства со стороны молодежи и родителей, так как осуществляются на добровольной основе. Однако назвать эффективными усилия преподавателей пока нельзя. Представители интеллигенции, власти неоднократно заявляли о неудовлетворительном знании адыгейского языка частью коренного населения.

В 172 государственных общеобразовательных учебных заведениях обучаются около 70 тыс. учащихся. В школах работает около 6 тыс. педагогов, в основном с высшим образованием. С 1997/98 учебного года адыгейский язык преподается в 130 школах республики, в части школ – по сокращенной программе. В 39 национальных школах ведется обучение школьников на адыгейском языке в начальных классах. В местах компактного проживания представителей иных национальностей, например, в трех школах Майкопского р-на, изучается армянский; в Гавердовской школе г. Майкопа факультативно учащиеся изучают греческий, а в воскресной школе при татарском культурном обществе «Дуслык» – татарский[14]. Развитие образовательных учреждений различных видов в этническом аспекте в настоящее время осуществляется в Адыгее в рамках республиканской программы развития образования на 2000–2004 гг.

Планируется введение национально-регионального компонента по всем предметам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РА, издание учебной литературы в соответствии с требованиями действующего республиканского законодательства. Как предметы национально-регионального компонента учебного плана рассматриваются родной язык и литература, история и география Адыгеи, народная музыка, танцы, фольклор, этикет, прикладное искусство адыгов, культура народов Республики Адыгея, этнопедагогика и др.

В учебно-воспитательном процессе применяются различные формы приобщения школьников разных национальностей к изучению языка, истории, обычаев адыгейского народа. В конечном итоге планируется введение национально-регионального компонента в программы базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Адыгеи по всем предметам. Как важные составляющие процесса реализации учебных планов рассматриваются обучение адыгейскому и русскому языкам, подготовка комплекта учебников согласно программам по предметам национально-регионального компонента, учебно-методическое обеспечение образовательных учреждений, поддержка и методическое обеспечение школ за пределами Адыгеи, где изучается адыгейский язык, например, в шапсугских районах Краснодарского края. Кроме того, в рамках проекта Минобразования РФ и ЮНЕСКО «Развитие национальной школы» реализуется ряд программ: работает общеобразовательная школа славянской культуры в Майкопе, открыты национальные адыгейские школы, изучается этнопедагогика как фактор возрождения национальной школы, идет поиск эффективных форм преподавания государственных языков в национальной школе. 30 из 145 дошкольных образовательных учреждений включены в национальную образовательную систему; образовательные программы здесь ориентированы на углубленное изучение детьми родного (адыгейского) языка. В республике установлена квота для репатриантов, обеспечивающая ежегодный прием абитуриентов в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Законом РА «О внесении изменений и дополнения в Закон РА "Об образовании"» за № 45 от 14 ноября 2001 г. установлено, что «во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучаются русский и адыгейский языки как государственные языки Республики Адыгея. Изучение адыгейского языка является добровольным и регламентируется государственными образовательными стандартами» [15].

Законом РА «О языках народов Республики Адыгея» за № 74–1 от 31 марта 1994 г. признаются равные права народов республики на сохранение и развитие всех языков. В ст. 26 указано, что «в отношениях Республики Адыгея с Российской Федерацией, государствами СНГ, республиками и автономными образованиями в составе Российской Федерации используются государственные языки Республики Адыгея». В постановлении парламента РА «О порядке введения в действие Закона Республики Адыгея "О языках народов Республики Адыгея"» указывается, что в целях постепенного введения во все сферы государственной и общественной жизни положений закона устанавливаются соответствующие сроки его введения в действие. Например, законом предписано с 1998 г. съезды, пленумы, сессии, конференции, заседания, совещания в Республике Адыгея проводить на обоих государственных языках, обеспечивать синхронный перевод (ст. 11). А с 1 января 2003 г. государственные языки должны использоваться в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений РА (ст. 14); должно осуществляться официальное делопроизводство в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, на предприятиях и в учреждениях РА (ст. 15)[16].

Есть сомнения в том, что с начала 2003 г. возможно исполнение указанного закона в полной мере. Прежде всего это касается делопроизводства государственных органов и организаций на обоих государственных языках, так как далеко не все государственные деятели коренной национальности, не говоря о русских, в совершенстве владеют адыгейским языком. Констатировать готовность официальных структур реализовать соответствующие положения республиканского законодательства не представляется возможным. Принимающиеся меры по реализации указанного закона РА не столь эффективны. На качестве обучения языкам сказывается нехватка учебных пособий, методической литературы.

Форсирование событий по исполнению закона вряд ли возможно в современных условиях заинтересованными в этом силами, прежде всего частью адыгской интеллигенции, имеющей поддержку в парламенте Адыгеи. Однако в процессе подготовки к переписи населения 2002 г. обсуждаются вопросы о языке, прежде всего, представителями коренной национальности, а отсутствие в переписном листе графы, касающейся сведений о «родном языке», воспринимается неоднозначно.

Примечателен тот факт, что по инициативе президента РА Х. Совмена в 2002 г. парламентом РА отменены нормы Конституции РА (ст. 76, положения гл. 10) о знании президентом Адыгеи двух государственных языков – адыгейского и русского как противоречащие российскому законодательству и нарушающие избирательные права граждан РФ на территории Республики Адыгея.

По прогнозам экспертов, а также согласно нашим данным, полученным в ходе опроса представителей казачества[17], в процессе Всероссийской переписи населения 2002 г. (ВПН–2002 г.) неизбежна этническая актуализация новой социальной группы – казаков. Часть представителей казачества предпочитает указать свою национальность не иначе, как «казаки». Это означает не что иное, как требование частью казачества формального признания сословия казаков этносом. Идентификация казаками себя как представителей особого этноса, в сущности, на обыденном уровне – не редкость. Степень приверженности казаков такой позиции в процессе ВПН–2002 г. покажут итоги этого государственного мероприятия в Адыгее.

Подготовка к Всероссийской переписи населения 2002 г.

Нормативное регулирование переписи населения

Подготовка к проведению переписи населения осуществлялась в республике в соответствии с требованиями закона РФ «О Всероссийской переписи населения» (2002 г.), а также согласно постановлению правительства РФ «Об организации Всероссийской переписи населения в 2002 году» (№ 231 от 12 апреля 2002 г.), других нормативных актов. Во исполнение российского законодательства порядок подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2002 г. на территории Адыгеи регулируется рядом решений республиканской исполнительной власти. Например, согласно постановлению Кабинета министров РА «О мерах по подготовке и проведению в Республике Адыгея Всероссийской переписи населения 2002 года» (№ 13 от 17 января 2000 г.)[18], сформирована республиканская комиссия по организации работы, связанной с подготовкой к Всероссийской переписи населения (с изменениями в составе комиссии в редакции постановлений Кабинета министров РА № 66 от 26 февраля 2001 г.; № 73 от 22 апреля 2002 г.). Главной задачей республиканской комиссии была определена координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Адыгеи и местного самоуправления республики по вопросам предстоящей переписи.

Постановлением Кабинета министров РА № 73 от 22 апреля 2002 г. «О некоторых мерах по подготовке к Всероссийской переписи населения 2002 года» утверждены конкретные мероприятия по подготовке к Всероссийской переписи населения в РА, меры по устранению имеющихся недостатков в учете населения и др.

Мероприятия по подготовке к переписи населения проведены по следующим направлениям:

1) организационные мероприятия, призванные обеспечить подготовку и проведение Всероссийской переписи населения на территории РА. В данном случае было важно обеспечить готовность к проведению ВПН–2002 г. как соответствующих официальных ведомств и служб, так и самого населения;

2) уточнение границ городов, районов, сельских и поселковых округов;

3) составление схематических планов населенных пунктов;

4) изготовление картографического материала по районам и населенным пунктам. В процессе осуществления этого направления работы принят ряд законов РА об упразднении неперспективных хуторов и поселков (№ 52–54от 18 февраля 2002 г.);

5) проверка полноты и правильности учета населения. В целом эти вопросы регулируются соответствующим постановлением Кабинета министров РА «О мерах по улучшению похозяйственного учета в сельских и поселковых округах Республики Адыгея» (№ 403 от 18 декабря);

6) информационно-разъяснительная работа в средствах массовой информации;

7) упорядочение адресного хозяйства в населенных пунктах. Конкретные меры по решению этой задачи определены постановлением Кабинета министров РА (№ 73 от 22 апреля 2002 г.)[19].

Во исполнение требований российского законодательства постановлением Кабинета министров РА «О проведении на территории Республики Адыгея Всероссийской переписи населения 2002 года» (№ 129 от 10 июня 2002 г.) определена ответственность соответствующих служб в процессе подготовки и проведения ВПН–2002 г. В частности, подготовка и проведение переписи, обработка данных и подведение итогов переписи, методологическое обеспечение этого процесса возложено на Государственный комитет по статистике Республики Адыгея.

Министерству внутренних дел РА предписано проведение переписи граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в центрах временного размещения или в изоляторах временного содержания, а также обеспечение безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, сохранности переписных листов и иных документов переписи.

Управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея поручено проведение переписи лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и содержащихся в следственных изоляторах.

Военному комиссариату вменено в обязанность проведение переписи военнослужащих, проходящих службу по призыву или по контракту в воинских частях, находящихся на территории республики.

Соответствующие поручения даны Министерству труда и социального развития, Министерству здравоохранения и Министерству образования и науки Республики Адыгея. Помимо других вопросов предусмотрено проведение переписи лиц, проживающих и (или) находящихся в подведомственных учреждениях социального обслуживания населения, здравоохранения и образования.

Министерство финансов РА несет ответственность за финансовое обеспечение работ и мероприятий, проводимых в рамках переписи, в пределах средств, возмещаемых из федерального бюджета.

Комитет Республики Адыгея по делам печати, информации и общественно-политическому прогнозированию обеспечивал разъяснительную работу через СМИ.

Администрациям городов и районов РА было указано до 1 августа 2002 г. подготовить оборудованные помещения для участников переписи, оказывать содействие Госкомстату РА в привлечении граждан в качестве работников, осуществляющих сбор сведений о населении, обеспечивать работу заведующих переписными участками и их помощников, инструкторов-контролеров и переписчиков.

Координация деятельности органов исполнительной власти РА, связанной с проведением переписи, возложена на республиканскую комиссию по проведению ВПН–2002 г. на территории Республики Адыгея (руководитель комиссии – председатель Кабинета министров РА Н. Демчук).

Информационное обеспечение подготовки к ВПН–2002 г.

Разъяснительную работу среди населения по подготовке и проведению ВПН–2002 г. возглавил комитет Республики Адыгея по делам печати, информации и общественно-политическому прогнозированию. В печатных средствах массовой информации в рассматриваемый период опубликовано более 100 статей, проводились пресс-конференции руководящих работников Госкомстата РА с представителями СМИ республики, круглые столы с участием специалистов, ученых, представителей средств массовой информации, национально-культурных объединений граждан. До 24 сентября 2002 г. состоялось 30 выступлений представителей власти и специалистов по телевидению, 18 – по радио. В учебных заведениях г. Майкопа проведена детская игра по соответствующей тематике.

В обществе обсуждались вопросы, связанные с предстоящим сбором сведений о населении, дискутировались проблемы целесообразности и необходимости переписи. Среди жителей республики были распространены настроения настороженности, опасений относительно того, что сведения, полученные от населения переписчиками при заполнении переписного листа, могут стать достоянием общественности, налоговых служб или спецслужб для составления персонального банка данных. Предметом обсуждения стал вопрос об ответственности за предоставление гражданами заведомо ложных данных. Через СМИ разъяснялись положения российского законодательства, неоднократно подчеркивалось, что конфиденциальность полученной от населения информации закреплена нормативными актами. В частности, в договорах с привлекаемыми для проведения переписи лицами предусмотрены их обязательства выполнять все требования, предъявляемые законом. Переписчики предупреждены об ответственности в случае нарушения требований законодательства[20].

Как одна из форм активизации интереса к ВПН–2002 г. рассматривались проводимые социологические исследования. В частности, социологический экспресс-опрос, проведенный нами в сентябре 2002 г., показал, что большинство респондентов были осведомлены о предстоящей переписи, хотя слабо информированы о содержании вопросов переписных листов, имеют чаще всего «приблизительное» представление или «знают кое-что».

Большинство респондентов демонстрировало убежденность, что перепись населения необходима. Далеко не все, однако, могли констатировать собственное достоверное знание того, для чего она проводится. Некоторые, в частности, полагали, что перепись проводится «для интереса», «для истории» (8%). Часть респондентов указали, что перепись населения нужна властям (17%). Однако 86% опрошенных были настроены позитивно, они полагали, что ВПН–2002 г. нужна обществу, гражданину и власти для решения важных общественных проблем[21].

Как показали итоги опроса, в целом респонденты осознают необходимость и важность ВПН–2002 г. как мероприятия государственной важности, хотя разброс мнений о конкретных целях переписи достаточно широк: от предположений, что главная цель переписи – просто посчитать население страны, до умозаключений о решении экономических, социальных, демографических задач государственной значимости, предотвращения кризисных явлений в обществе, выработки новых стандартов жизни, принятия эффективных мер для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Около 60% опрошенных связывают с ВПН–2002 г. возможность решать социальные нужды.

Через призму социологического опроса общественные дискуссии о возможных проблемах, сложностях в процессе переписи населения представляются следующим образом. Пятая часть респондентов сомневалась в том, что все граждане намерены отвечать честно. Это касается, по их мнению, вопросов переписных листов прежде всего в той части, где речь идет о доходах. При этом сделаны ссылки на «сложное время» или «недоверие властям». В число «проблемных» попали также вопросы переписных листов о национальной принадлежности, о гражданстве, о «родном языке».

Особое внимание в республике к вопросу о национальной принадлежности. Поскольку законодательство о ВПН–2002 г. предоставляет право гражданину указать в переписном листе свою национальность либо не указывать ее, руководство республиканской общественной политической организации «Адыгэ-хасэ» обратилось в Международную черкесскую ассоциацию, а также ко всем организациям «Адыгэ-хасэ» на территории России с просьбой провести разъяснительную работу среди адыгского населения. Руководство этой общественно-политической организации в Адыгее считает, что «для получения реальных демографических данных об адыгах и для консолидации этноса представителям его, проживающим в пределах России, целесообразно указывать в графе "национальность": мужчинам – "адыг", женщинам – "адыгейка"». В обращении, в частности, говорится: «В XXI веке оставаться подверженным каким-то давно канувшим в прошлое приемам субэтнической самоидентификации антинаучно, методологически неверно, с демографической точки зрения – вредно…». Этноним «адыг», по мнению заявителей, наиболее точен и может использоваться для обозначения представителей «адыгоязычного» социума. В данном случае подразумеваются этнически родственные народы, проживающие на территории Северного Кавказа, – адыгейцы, черкесы, кабардинцы, адыги-шапсуги.

Таким образом, дискуссии в обществе, а также социологические опросы показали, что граждане не исключали возможность трудностей в процессе проведения переписи населения. В качестве причин названы следующие: возможное отсутствие граждан дома или нежелание участвовать в переписи, нежелание отвечать на некоторые вопросы, недоверие властям, сложности учета мигрантов.

Вместе с тем большинство респондентов были настроены оптимистично и считали перепись населения важным для каждого гражданина делом, а россиян в целом – людьми «честными», которые в состоянии ответить на вопросы переписного листа.

Еще одна серьезная трудность ожидала ответственных за проведение переписи населения в республике. Она связана с последствиями наводнения летом этого года. В связи с выяснением информации о разрушенных домах, дислокации пострадавшего населения потребовалось время, чтобы определить объемы работ по изменению ранее утвержденных организационных планов по проведению переписи населения в районах бедствия.

В средствах массовой информации республики проводилась вплоть до начала переписи соответствующая разъяснительная работа[22]. Ставилась задача довести до сведения каждого, что законодательство РФ гарантирует строгую конфиденциальность полученной в ходе переписи населения информации, обеспечить условия, исключающие дачу ложных данных, соблюдение норм действующего законодательства. Особое внимание обращалось на те положения Закона РФ «О Всероссийской переписи населения», где речь идет о необходимости соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища, о том, что информация, полученная в ходе Всероссийской переписи населения, не может быть использована в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, что участие в переписи является общественной обязанностью человека и гражданина, и др.[23]

Поскольку средства на проведение информационно-разъяс­нительной работы в бюджетах городов и районов республики не были предусмотрены, руководство кампанией по подготовке к переписи населения рекомендовало использовать рекламную продукцию Госкомстата Российской Федерации, на дополнительные средства изготавливать наглядные материалы и стенды. Агитационно-инфор­мационный материал предложено размещать в салонах пассажирского автотранспорта, в местах массового скопления людей, использовать в этих целях витрины магазинов и т. д. Накануне переписи населения были установлены рекламные щиты, плакаты и транспаранты – на магистральных улицах Майкопа и районных центров.

В течение сентября в учебных заведениях проводились ознакомительные беседы с учащимися и студентами о целях и задачах переписи населения 2002 г., правах участников переписи и их ответственности. Для разъяснительной работы среди населения были привлечены педагоги, служители православных и мусульманских храмов, активисты общественных организаций, советов ветеранов.

Оповещение населения о дислокации переписных, инструкторских и стационарных участков, режиме их работы осуществлялось через пресс-центр Госкомстата РА, который начал работу с 13 сентября, телефоны «горячей линии», средства массовой информации (газеты, радио и телевидение). В этих целях использовались раздаточные рекламные материалы, листовки, указатели о местах расположения участков. Для более полного информирования граждан осуществлялись предварительные обходы населения переписчиками, беседы по месту жительства[24].

Мероприятия по организации подготовительной работы к ВПН–2002 г.

Мероприятия по подготовке к Всероссийской переписи населения 2002 г. в 2000–2002 гг. осуществлялись в целом с соблюдением сроков, установленных нормативными документами правительства Российской Федерации и Кабинета министров Республики Адыгея. Еще в ноябре–декабре 2001 г. были откорректированы и составлены схемы населенных пунктов, изготовлены схематические карты городов и районов и планы населенных пунктов. В мероприятиях по составлению схематических планов населенных пунктов приняли участие 300 регистраторов, которые осуществляли работу методом сплошного обхода домов всех населенных пунктов численностью свыше 500 чел., а также представители служб Бюро технической инвентаризации, жилищно-коммунального хозяйства, центризбиркома. Уточнялись данные о количестве проживающих в населенных пунктах и др.

С участием архитектурно-планировочных бюро РА и Адыгейского предприятия по землеустройству изготовлен картографический материал по районам и населенным пунктам. Паспортно-визовая служба обеспечила проверку полноты и правильности учета населения, ведения похозяйственного учета в сельских округах.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления по вопросам переписи населения осуществлялась республиканской комиссией. Организационную работу по подготовке к ВПН–2002 г. возглавил Государственный комитет РА по статистике в соответствии с постановлением Кабинета министров РА «О мерах по подготовке и проведению в Республике Адыгея Всероссийской переписи населения 2002 года» (№ 13 от 17 января 2000 г.). Администрации городов и районов РА обеспечивали выполнение подготовительных мероприятий, касавшихся информации о названиях улиц, нумерации домов и квартир, проведение проверки адресного хозяйства, уточнение границ районов, городов и муниципальных образований.

К 20 августа 2002 г. в целом были завершены первоочередные подготовительные мероприятия к ВПН–2002 г. Еще раз уточнены границы городов и районов. Недостатки в адресном хозяйстве городских поселений (ГП) и крупных сельских населенных пунктов (КСНП) республики устранены на 96%. Завершение работ по упорядочению адресного хозяйства на территории республики осложнилось в связи со стихийным бедствием – паводком в июне 2002 г., в частности, в затопленных после проливных дождей 32 населенных пунктах Красногвардейского, Кошехабльского, Шовгеновского, Майкопского районов, пригороде Майкопа с населением 15 441 чел. В связи с этим проверка полноты регистрации и учета населения по месту жительства в городах и районах республики продолжалась органами внутренних дел совместно с органами госстатистики весь период – до начала ВПН–2002 г.[25]

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации (№ 23 от 12 апреля 2002 г.) «Об организации Всероссийской переписи населения в 2002 году» и соответствующим постановлением Кабинета министров Республики Адыгея во всех городах и районах республики органы местного самоуправления совместно с органами госстатистики провели работу по оборудованию мест для размещения переписных и инструкторских участков. В целом задачи по организационному и техническому обеспечению деятельности переписных и инструкторских участков были выполнены. В соответствии с нормативными требованиями во всех городах и районах Республики Адыгея проведена надлежащая работа по оборудованию, обеспечению охраны помещений для переписных и инструкторских участков. Эта работа находилась под контролем органов местного самоуправления и органов госстатистики и завершена к 20 августа 2002 г.

В соответствии с планом подготовки к Всероссийской переписи населения 2002 г. и утвержденными сроками были созданы переписные комиссии в городах и районах республики, проведена работа по подбору временных переписных кадров. Подготовлено более 2 тыс. временных переписных работников, в том числе более 1,3 тыс. – переписчиков, с учетом резерва (22%). Всего в процессе проведения переписи населения участвовали 2217 чел.

Большинство привлекаемых временных работников – это служащие муниципальных и социальных служб, работники органов образования, здравоохранения, а также  работники предприятий, учреждений, представители сельских и поселковых администраций, общественных объединений, студенты и лица, рекомендованные службами занятости населения из числа лиц, способных работать с людьми в условиях ВПН. С 12 по 16 августа 2002 г. технологиям переписи населения обучались уполномоченные по вопросам переписи в городах и районах, их заместители, начальники районных отделов статистики и кураторы этой работы на местах от Госкомстата Республики Адыгея, Министерства обороны РФ и Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по РА. Курс обучения и тестирование на степень компетентности и готовности к работе в период переписи населения прошли 104 чел. – заведующие переписными участками и их помощники. 23–27 сентября проведено обучение 329 инструкторов-контролеров, а также лиц, которые осуществляли сбор сведений о населении, с 30 сентября по 3 октября обучались 1677 переписчиков.

Особое внимание уделено подготовке инструкторов-контролеров, которая предусматривала не только освоение ими нормативных правовых документов, но также изучение состояния психического здоровья и нравственно-психологического настроя этих лиц. Проведено тестирование инструкторов-контролеров, части переписчиков – всех тех, кто непосредственно работал с гражданами в период переписи населения, с целью выявления степени их профессиональной пригодности. В результате по разным причинам признаны не пригодными для этой работы и исключены из списков 38 переписных работников.

Были приняты меры по обеспечению общественного порядка в процессе подготовки и проведения ВПН–2002 г. и безопасности персонала в период работы на участках и по месту жительства населения. Ответственность за меры безопасности возлагалась на органы внутренних дел республики, руководство республиканской комиссии по организации переписи населения. Министерством внутренних дел республики были приняты соответствующие меры по обеспечению правопорядка на переписных и инструкторских участках, безопасности переписного персонала.

К 25 сентября МВД РА были утверждены уполномоченные по охране переписных и инструкторских участков и сопровождению переписных работников. За каждым переписным участком закреплены постоянные дежурные из числа сотрудников милиции. Предусмотрена круглосуточная охрана помещений переписных и инструкторских участков, патрулирование городов и крупных сельских населенных пунктов в период проведения переписи населения. Ответственность за эту работу была возложена непосредственно на заместителей начальников городских и районных отделов внутренних дел МВД РА.

Проводились соответствующие плановые мероприятия по обеспечению участия в переписи специальных контингентов населения, которые переписывались в воинских частях Министерства обороны, дислоцирующихся на территории республики и в учреждениях Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по РА. Координацию работы по подготовке и проведению переписи спецконтингента осуществлял Военный комиссариат РА и Управление исполнения наказаний Минюста РФ по РА. К 25 сентября составлены списки неблагополучных семей, маргиналов в целях предупреждения негативных, «проблемных» ситуаций в период ВПН–2002 г. Как сложную специалисты оценивали обстановку в Красногвардейском р-не, где компактно проживают около 3 тыс. курдов. Есть предположение, что еще такое же количество курдов не было зарегистрировано по месту жительства. Это обусловливает соответствующие отклонения фактической численности населения от сведений похозяйственного учета и от расчетной численности населения, которыми располагает Госкомстат РА.

Предусмотрены меры по обеспечению мероприятий, связанных с переписью лиц, проживающих или продолжительное время находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, здравоохранения и образования.

Переписная документация и сопутствующий инструментарий доставлены в города и районы республики в установленные сроки.

Выводы

1. В Республике Адыгея работа по подготовке к Всероссийской переписи населения 2002 г. проведена в соответствии с требованиями российского законодательства и в установленные законом сроки.

2. Этнополитическая ситуация в Адыгее накануне ВПН–2002 г. была стабильной. Слабая информированность части населения о некоторых аспектах переписи, как представляется, не связана с недостатком информации. Налицо нежелание части жителей осмысливать официальные документы, нормативные акты, связанные с проведением ВПН–2002 г., информацию в СМИ и т. д.

В данном случае граждане могли находиться во власти стереотипов традиционалистски ориентированной политической и правовой культуры – привычек, с одной стороны, «принимать на веру» то, что исходит от государства, верховной власти, или ориентироваться на мнение представителей рода, клана, «людей своего аула», станичников, с другой, вопреки здравому смыслу до конца «не доверять никому», отсюда – неуверенность, опасения по поводу конфиденциальности информации.

В процессе подготовки к ВПН–2002 г. и в ходе переписи не ожидалось появления каких-либо дестабилизирующих обстановку факторов. Большинство граждан, судя по ответам респондентов в ходе проводившихся исследований, были настроены оптимистично, считали перепись населения важной для каждого гражданина и общества в целом мероприятием государственного значения.

3. Следует отметить имевшую место настороженность части жителей Адыгеи в отношении вопросов переписного листа № 6–7 и 9–11. Далеко не все, вплоть до начала переписи, определились, как отвечать на вопросы переписчика, сообщать ли сведения о доходах. Особое внимание в республике было привлечено к вопросам о национальной принадлежности, особенно со стороны представителей адыгейской национальности. Вопрос этот представляется одним из важных. В связи с этим неоднозначно в обществе отношение к тому, что в переписном листе отсутствует конкретная формулировка вопроса о «родном языке». Потребовались дополнительные разъяснения гражданам и особые указания переписчикам о том, что вопрос № 9.2 («Какими иными языками Вы владеете?») предполагает в первой строке ответа информацию о родном языке.

4. В процессе Всероссийской переписи населения 2002 г. возможна этническая актуализация такой социальной группы, как казаки.

5. Прогнозы о возможных трудностях в процессе проведения переписи населения на территории республики связывались с нежеланием граждан отвечать на некоторые вопросы переписного листа; с проблематичностью учета незарегистрированных мигрантов, а также части населения, пострадавшей от наводнения летом 2002 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Динамика численности Республики Адыгея (1989–2001 гг.)

Годы

Численность, (тыс. чел.)

Динамика численности наличного населения

наличное население

постоянное население

темпы

прироста за год

общий

прирост

в том числе прирост

естественный

миграционный

1989

432,6

432,0

13,1

5674

1257

4417

1990

437,4

436,0

11,2

4873

796

4077

1991

442,0

441,5

13,6

4584

7

4577

1992

446,8

446,3

13,7

4774

-663

5437

1993

449,0

448,5

4,7

2222

-1888

4110

1994

450,4

449,9

3,4

1412

-1612

3024

1995

450,5

450,0

0,3

123

-1677

1800

1996

450,0

449,5

-1,2

-545

-1757

1212

1997

450,4

449,9

1,2

426

-1872

2298

1998

449,8

449,3

-0.9

-618

-1905

1287

1999

448,9

447,9

-2,7

-901

-2336

1435

2000

446,5

446,0

-4,3

-2419

-2639

220

2001

445,4

444,9

-2,4

-1065

-2354

1289

Таблица 2. Динамика численности населения Адыгеи

Годы

Все население (тыс.)

В том числе:

городское

сельское

тыс.

%

тыс.

%

1989

432,5

225,6

52,1

207,0

47,9

1990

435,5

228,5

52,5

207,0

47,5

1991

437,4

230,3

52,7

207,1

47,3

1992

442,0

233,0

52,7

209,0

47,3

1993

446,8

241,2

54,0

205,6

46,0

1994

449,0

241,7

53,8

207,3

46,2

1995

450,4

242,4

53,8

208,0

46,2

1996

450,5

242,6

53,9

207,9

46,1

1997

450,0

242,5

242,8

53,9

53,9

207,5

207,6

46,1

46,1

1998

450,4

1999

2000

449,8

448,9

242,6

242,1

53,9

53,9

207,2

206,8

46,1

46,1

2001

446,5

240,8

53,9

205,7

46,1

2002

445,4

240,8

54,1

204,6

45,9

Таблица 3. Прирост населения Адыгеи, чел.

Годы

Естественный

Миграционный

городские

поселения

сельская местность

городские

поселения

сельская местность

1989

711

546

3643

774

1990

648

148

3039

1038

1991

139

-132

2499

2078

1992

-203

-460

1569

3868

1993

-1100

-788

1588

2522

1994

-905

-707

1721

1303

1995

-900

-777

1061

739

1996

-965

-792

830

382

1997

-1054

-818

1473

825

1998

-1044

-861

795

492

1999

-1274

-1062

430

471

2000

-1472

-1167

171

49

2001

-1289

-1065

1264

25

Таблица 4. Динамика численности городского населения Адыгеи

Перепись 1989 г.

Оценка на 01.01.2001 г.

Оценка на 01.01.2002 г.

2002 г. в % 

к 1989 г.

Городское

225,6

240,8

240,8

106,7

В том числе:

г. Майкоп

148,6

166,8

167,7

112,9

г. Адыгейск

12,5

12,3

12,2

97,6

п. г. т. Каменномостский

8,3

8,4

8,4

101,2

п. г. т. Тульский

9,5

9,7

8,9

93,7

п. г. т. Энем

17,9

16,7

16,6

92,7

п. г. т. Яблоновский

24,9

23,3

23,4

94,0

п. г. т. Тлюстенхабль

3,9

3,6

3,6

92,3

Таблица 5. Динамика численности сельского населения Адыгеи

Население

Перепись 1989 г.

Оценка на 01.01.2001 г.

Оценка на 01.01.2002 г.

2002 г. в % 

к 1989 г.

Сельское

207,0

205,7

204,6

98,8

В том числе:

сельская местность г. Майкопа

16,6

11,8

11,7

70,5

сельская местность г. Адыгейска

2,5

2,5

Гиагинский р-н

32,0

34,7

34,2

106,9

Кошехабльский р-н

29,8

31,9

>31,9

107,0

Красногвардейский р-н

29,9

31,7

31,7

106,0

Майкопский р-он

40,8

40,8

40,7

99,8

Тахтамукайский р-н

21,9

21,2

21,1

96,3

Теучежский р-н

18,1

14,2

14,1

77,9

Шовгеновский р-н

17,9

16,9

16,7

93,3

Таблица 6. Коэффициент экономической нагрузки на 1 тыс. чел.

Группы населения

Россия

Южный

федеральный округ

Республика Адыгея

Всего нетрудоспособного населения

648

712

730

В том числе:

младше трудоспособного

306

361

336

старше трудоспособного

341

350

393

Таблица 7. Коэффициент рождаемости в 1986–2001 гг.

1986 г.

1991 г.

1992 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Родилось

7447

5912

5306

3879

4071

4212

Умерло

5168

5905

5969

6215

6710

6566

Естественный прирост (убыль)

2279

7

-663

-2336

-2639

-2354

Браки

4104

3944

3296

2984

2675

3048

Разводы

1931

1827

1925

1908

2021

2279

Рождаемость (на 1 тыс. чел.)

17,5

13,4

11,9

8,6

9,1

9,4

Смертность (на 1 тыс. чел.)

12,2

13,4

13,4

13,8

15,0

14,7

Естественный прирост (убыль)

5,3

0,0

-1,5

-5,2

-5,9

-5,3

Браки (на 1 тыс. чел.)

9,7

9,0

7,4

6,6

6,0

6,8

Разводы (на 1 тыс. чел.)

4,5

4,2

4,3

4,2

4,5

5,1

Таблица 8. Коэффициенты рождаемости, смертности

и естественного прироста в 2000–2001 гг.

Число родившихся

Число умерших

Естественный прирост (+), убыль (-)

2000 г.

2001 г.

2000 г.

2001 г.

2000 г.

2001 г.

По республике

9,1

9,4

15,0

14,7

-5,9

-5,3

Городские поселения

8,3

8,9

14,4

14,2

-6,1

-5,3

В том числе:

г. Адыгейск

10,9

9,8

11,2

9,3

-0,3

0,5

п. г. т. Тульский

11,1

11,3

17,0

16,7

-5,9

-5,4

п. г. т. Каменномостский

9,4

8,6

18,2

18,3

-8,8

-9,7

п. г. т. Энем

6,9

8,5

13,4

13,4

-6,5

-4,9

п. г. т. Яблоновский

4,5

5,5

16,3

17,4

-11,8

-11,9

п. г. т. Тлюстенхабль

5,6

7,2

14,2

14,2

-8,6

-7,0

г. Майкоп

8,6

9,2

14,2

13,9

-5,6

-4,7

Сельская местность

10,0

10,1

15,7

15,3

5,7

-5,2

Таблица 9. Соотношение умерших в 1997–2001 гг. (на 1 тыс. чел.)

Национальность

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Адыгейцы

10,3

9,9

9.8

9,7

10,1

Русские

14,6

14,6

14,7

15,8

15,3

Украинцы

22,4

22,1

20,6

24,7

25,8

Армяне

9,2

8,3

7,5

8,7

10,5

Таблица 10. Миграция в Адыгее в 2001 г.

Регионы

Число

прибывших

Число

выбывших

Миграционный прирост (+), убыль (-)

Всего по республике (чел.)

9954

8665

1289

В том числе:

г. Майкоп и подчиненные его

администрации населенные пункты

4851

3199

1652

г. Адыгейск

192

308

-116

Гиагинский р-н

316

532

-216

Кошехабльский р-н

593

448

145

Красногвардейский р-н

723

490

233

Майкопский р-н

1402

1978

-576

Тахтамукайский р-н

1256

907

349

Теучежский р-н

389

399

-10

Шовгеновский р-н

232

404

-172

Таблица 11. Миграционные потоки в Адыгее в 2000–2001 гг.

2000 г.

2001 г.

Число

прибывших

Число

выбывших

Мигр. прирост и убыль

Число прибывших

Число выбывших

Мигр. прирост и убыль

Миграция – всего

9594

8874

720

9954

8665

1289

Из нее:

в пределах России

8485

8537

-52

8844

8282

562

В том числе:

внутрирегиональная

3591

3591

3842

3842

межрегиональная

4894

4946

-52

5002

4440

562

международная миграция

1109

337

772

1110

383

727

В том числе:

из стран СНГ и Балтии

1014

169

845

1038

196

842

с другими странами

95

168

-73

72

187

-115



[1] При подготовке данного обзора использованы нормативные документы, материалы и данные Госкомстата Республики Адыгея о переписи населения 1989 г., материалы архивов, а также статьи газет, журналов, статистика за последние 12 лет.

[2] См.: Социально-экономическое положение Республики Адыгея в 2001 г. Майкоп, 2002; Социально-экономическое положение Республики Адыгея в январе–августе 2002 г. Майкоп, 2002.

[3] См.: Численность наличного и постоянного населения горсоветов и районов Краснодарского края. Адыгейская автономная область. Справка. Майкоп, 1989 г. //Архив Государственного комитета Республики Адыгея по статистике. С. 1; Социально-экономическое положение Республики Адыгея в январе–августе 2002 г. С. 32.

[4] Республике Адыгея десять лет. Социально-экономические итоги. – Майкоп, 2001; Беданоков Н. А. Численность, состав и размещение населения Республики Адыгея. Аналитическая записка. Майкоп, 2002. С. 1-7. (Текущий архив Госкомстата РА); Он же. Об изменении численности и миграции населения в Республике Адыгея. Аналитическая записка. Майкоп, 2002. С. 1-6. (Текущий архив Госкомстата РА); Материалы и статистика по итогам переписи населения 1989 г. //Архив Госкомстата РА (рукопись). Майкоп, 1989.

[5] Беданоков Н. А. Численность, состав и размещение… С. 1-7.

[6] Беданоков Н. А. Об изменении численности и миграции… С. 1–6.

[7] В табл. 4 показана численность городов и поселков городского  типа (в тыс. чел.). Использованы материалы переписи населения 1989 г., данные текущей статистики.

[8] См: Социально-экономическое положение Республики Адыгея в 2001 г.; Социально-экономическое положение Республики Адыгея в январе–августе 2002 г.; Беданоков Н. А. Демографическая ситуация в Республике Адыгея в 2001 г. Аналитическая записка. Майкоп, 2001. С. 1–10. (Материалы текущего архива Госкомстата РА); Материалы и статистика по итогам переписи населения 1989 г. Майкоп, 1989.

[9] Здесь и далее при подготовке положений обзора, касающихся демографической ситуации, использованы документы и материалы: Социально-экономическое положение Республики Адыгея в 2001 г. С. 38–39; Сравнительные данные социально-экономического положения регионов Южного федерального округа. Справка. Майкоп, 2002. (Материалы текущего архива Госкомстата РА); Демографическая ситуация в Республике Адыгея в 2001 г. Аналитическая записка. Майкоп, 2001. С. 1–10. (Материалы текущего архива Госкомстата РА).

[10] См.: Республике Адыгея десять лет; Социально-экономическое положение Республики Адыгея в январе–августе 2002 г. С. 32–33; Беданоков Н. А. Об изменении численности и миграции… С. 1–6.

[11] См.: Полякова Т. Миграционная политика и курдский вопрос //Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. Ред. В. А. Тишков, Е. И. Филиппова. Май–июнь 2002 г. М., 2002. С. 25–26.

[12] Использованы материалы архива Государственного комитета Республики Адыгея по статистике о данных переписи населения в 1989 г.

[13] Круглый стол состоялся 26 сентября 2002 г. в редакции газеты «Советская Адыгея» с участием автора. См.: Советская Адыгея. 2002. 29 сент.

[14] См.: Межэтнические отношения в Адыгее //Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Ред. В. А. Тишков, Е. И. Филиппова. М., 2002. С. 148–158; Использованы также материалы текущего архива Министерства образования Республики Адыгея. 2002 г.

[15] Собрание законодательства Республики Адыгея. Майкоп, 2001.

[16] Закон Республики Адыгея «О языках народов Республики Адыгея» //Становление государственности Адыгеи. Очерки и документы этнополитической истории. Т. 1. / Ред. и сост. Т. Полякова, Р. Хунагов. М., 1997. С. 152–159.

[17] Экспресс-опрос проведен в сентябре 2002 г. в Адыгее среди представителей казачества лабораторией «Центр современных политических технологий» Адыгейского государственного университета (Руководитель Т. Полякова). Выборка случайная.

[18] Здесь и далее использованы нормативные документы, опубликованные в сборниках «Собрание законодательства Республики Адыгея» в 2000–2002 гг.

[19] См.: Собрание законодательства Республики Адыгея. 2002; «О некоторых мерах по подготовке к Всероссийской переписи населения 2002 г.». Постановление Кабинета министров РА № 73 от 22 апреля 2002 г.; О проведении на территории Республики Адыгея Всероссийской переписи населения 2002 г. № 129 от 10 июня 2002 г. Постановление Кабинета министров РА. //Материалы текущего архива Кабинета министров РА. 2002 г.

[20] См.: Советская Адыгея. 2002. 9, 16, 31 июля, 29 авг., 10 сент., 5 окт.; Майкопские новости. 2002. 27 авг.; 3 сент.

[21] Социологический опрос проведен в сентябре 2002 г. по репрезентативной выборке в Республике Адыгея лабораторией «Центр современных политических технологий».

[22] Анализу подвергались статьи и информация, опубликованные в республиканских и других газетах: Советская Адыгея. 2002. 9 июля, 29 авг., 7, 10, 26 сент.; Компас. 2002. 30 июля, 7 авг. Использованы материалы круглых столов, официальные документы из текущего архива Госкомстата РА по статистике.

[23] См.: О Всероссийской переписи населения. Закон Российской Федерации. Ст. 2–5, 8. //Текущий архив Госкомстата РА по статистике. 2002.

[24] См.: Всероссийская перепись населения 2002 года на Юге России //Инфор­мационно-аналитический материал по Южному федеральному округу. Вып. 6, 7.

[25] См.: Беданоков Н. О подготовке к Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Адыгея. Информация. Майкоп, 2002. С. 1–6. (Текущий архив Госкомстата РА); Он же. Информация «О готовности городов и районов РА к проведению Всероссийской переписи населения 2002 г.» 20 сентября 2002 г. С. 4. (Текущий архив Госкомстата РА).