Версия для печати

Научная школа и проекты

В этой рубрике о главном, что удалось сделать и делается, помимо сочинения собственных текстов. Это - прежде всего расширение предмета нашей науки, пересмотр и обновление теоретической основы старой советской этнографии, новые принципы научного взаимодействия. Я сторонник методологического плюрализма и считаю, что ученый должен знать арсенал мировой науки и не быть пожизненно прописанным по одной «большой теории», каковой считалась советская теория этноса. Базовый принцип социального конструирования реальности в результате индивидуальной и коллективной человеческой деятельности я переношу и на саму науку. Ученый, считающий себя или желающий быть этнологом или социально-культурным антропологом, использует все многообразие этнографического метода и строит свою теорию на полях дневника жизненных наблюдений. Этнологическая теория состоит из множества больших и малых открытий по поводу культурных смыслов окружающих нас предметов и явлений, переживаемых нами событий и совершаемых действий. Почему и каким образом, используя опыт прошлых действий и ситуаций и под воздействием современных расчетов, устремлений и эмоций, человек создает культурную среду, соединяя инновации и традицию? Моя теория отдает приоритет человеку и его идентичностям, среди которых одной из самых значимых является этничность. Но этничность только одна из форм социально-культурных коалиций людей глобального характера, с которыми сосуществуют другие формы человеческих коллективов с собственными культурными отличиями и идентичностями. Моя теория обращает внимание на культурную сложность (гибридность), подвижность границ и смыслов культурных явлений и образований. В центре моего внимания «народы и культуры», но эта формула, которой я назвал современную серию коллективных трудов, должна помочь лучше понять единство и многообразие нашего российского народа и всего человечества.