Версия для печати

Диаспоры должны сохранять культуру, а не захватывать власть

Большинство проблем в отношениях между нациями и народами живущими в
одной стране, замалчиваются и не обсуждаются. «Комсомолка» пригласила
на откровенный разговор с читателями ведущего российского специалиста
по межэтническим проблемам, председателя Комиссии Общественной палаты
РФ по вопросам толерантности и свободы совести Валерия Тишкова.

   Игорь, Волгоград
- Скажите, как нам быть с разными местечковыми национализмами? Вот
«Комсомолка» и «Известия» писали про национализм якутский. Как его
изживать? Он  же мешает России быть единой!
- Это не местечковый национализм, а классический этнический национализм
меньшинств. Этот национализм не менее опасен, чем шовинистический
национализм - национализм большинства, доминирующего этноса. Этнический
национализм меньшинств может обретать крайнюю форму вооруженного сепаратизма, мы это пережили в Чечне. Доступ к ресурсам, управленческие должности, сфера
распространения информации – если все это  контролирует одна нация,
скажем, адыгейцы в Адыгее или башкиры в Башкортостане.  Это нарушение Конституции и полное безобразие. 
Несомненно, в Якутии в первую очередь поддерживается якутский язык и
якутская культура. Подобное имеет место и в других республиках. Но эти меры по сохранению культурного наследия якутского или адыгейского народа, не должны доминировать, а должны только поддерживать базовое равенство представителей всех российских нацимональностей. Перекосы надо срочно исправлять, будь они в Северной Осетии, Адыгее, или  Татарстане. В некоторых республиках, например, в вузах, почти полное засилие лиц титульной национальности. Русскому дальше доцента не пробиться, стать заведующим кафедрой или ректором почти невозможно.Поэтому, преподаватели и ученые уезжают. На эту проблему надо указывать, освещать,  изживать, иначе Россия превратится в замкнутые моноэтнические анклавы.

Давайте хорошо запомним, что Россия – это нация наций: российский народ как гражданская нация включает в себя этнические нации – русских, татар, чувашей, чеченцев, аварцев и других. Другого варианта для страны не существует!


Андрей Георгиев, Петербург:
- Валерий Александрович, вам не кажется, что в последнее время,  
национальные диаспоры являются инструментом защиты этнической
преступности? В ряде случаев, диаспоры демонстративно подчеркивают свою
экстерриториальность. После событий в Кондопоге они решали: выдавать
убийц или не выдавать? У нас вроде бы закон един для всех. Как вы
прокомментируете эту ситуацию?
- Я один из первых возмутился этим. Что значит – «выдавать-не
выдавать»? Они не имели права даже скрывать подозреваемых, потому что
это уголовное преступление. У диаспор не должно быть претензий на некие
формы власти. Люди должны объединяться в диаспоры, чтобы сохранить свою
национальную культуру, получить какую-то информацию из тех мест,
которые они покинули. Я не знаю других объяснений – зачем еще эти
диаспоры нужны? Но у нас произошла какая-то диаспоризация всей страны.
Армяне, которые родились и прожили в Москве несколько поколений, вдруг
превратились в диаспору. То же самое с татарами. Я считаю, что в
рамках одной страны – России среди ее граждан не должно быть никаких диаспор. Закончил институт, нашел работу во Владикавказе – поселился, живешь, работаешь.
И на оборот. Ты на своей земле, в своей стране и диаспоры не нужны. А
то получается, что Москва и Подмосковье – ничье, а Чувашия или Якутия –
только мое.
- Но главы диаспор считают совсем по другому…
- Меня всегда удивляли амбиции их лидеров, которые брали на себя
полномочия «главного татарина Земли» или «главного армянина планеты».
Диаспора не может говорить от имени всего государства, ее лидеры не
должны делать заявления от имени всего народа. Я предлагал сделать поправки к Закону
о национально-культурных автономиях, чтобы одной задач НКА должна быть помощь новожителям из других регионов страны или мигрантам-иностранцам адаптироваться и
интегрироваться в доминирующую среду.

 Надежда, Усть-Лабинск ,Краснодарский край.
-Добрый день! У нас в 36-й школе,ребенок,кавказской национальности,
загнал детей в туалет и предложил им всем заняться французской любовью.
Дети доложили учителю. Учитель вызвал  отца этого кавказца и родителей.
У одного из детей пришел дедушка-ветеран разбираться. Папа насильника
сказал: "Вам за большую честь, что мы вас трахали и трахать будем!" Дедушка не
вытерпел, достал отвертку из кармана и вонзил ему прямо в сердце. Я
живу около парка и наблюдаю каждый вечер. Армяне одну сторону парка
держат, курды держат другую сторону парка. А куда нашим русским детям
податься? У меня трое детей: двое мальчиков и одна девочка. Я своих
детей всех отправила учиться в Россию.
- Давайте исходить из того, что Краснодар – это Россия. Я не знаю, куда
вы отправили своих детей, когда сказали, что отправили их учиться в
Россию. В Москву?
- Нет, в Саранск.
- Так это Республика Мордовия. Краснодарский край – это что ни на есть Россия. Именно так себя надо вести, и
так себя надо ставить общественности и властям тоже, а не считать Россией только то, что видно с Останкинской телебашни.
И те, кто пытается навязать какое-то другое видение страны,
им надо давать отпор. И последнее, по поводу случая в школе. Что бы не
было сказало, мы не можем у себя в стране решать  споры, вонзая в
сердце отвертку или нож. Тогда у нас будет полный беспредел. Человек, убивший другого, должен быть изолирован от общества.

Николай,Самара:
- Представьте себе, я, гражданин России, приехал в Тбилиси и открыл там
магазины, занял места на рынках. Или в Ереван, или, допустим, в
Ашхабад. Не думаю, что мне удастся развернуться, это же не Россия! Я со
многими людьми общался на эту тему. Почему такая несправедливость?
- Действительно, это очень больной вопрос. Я считаю, что нужно при
решении вопроса выделения помещений под рестораны, магазины,
предпочтение нужно отдавать не приезжим, а местным жителям. К
сожалению, уже многие решения приняты, сегодня уже отыграть назад очень
трудно.  Вы правы, что если я или вы приедете в Тбилиси, то нам будет
ресторан или магазин открыть гораздо сложнее, чем грузину в Москве. Но нельзя забывать, что у нас в Москве, в России очень много армян, грузин, которые родились
здесь и живут здесь поколениями. Не надо всех сваливать в кучу. А если
речь идет о приезжих, об иностранцам, то тут, безусловно, предпочтение
должно быть отдано россиянам и местным, коренным жителям, которые знают
запросы и проблемы граждан, и ведут себя соответствующим образом.
Спасибо вам за вопрос.

Владимир Иванович Попов, Ставропольский край, поселок Горячеводск:
- Из Чечни, в том числе и я,  нас бежало 400 тысяч русских. Бежали люди
и из других республик. Побросали там дома и квартиры. Государство не
оказало нам  никакой помощи. Выбирались и устраивались, как могли.
Именно поэтому я и поддерживаю лозунг «Россия для русских!»
- Надо сейчас исправлять это дело. И федеральному правительству, и
правительству Чечни. И создать все условия и возможности, предоставить
какие-то безусловные преимущества, привилегии тем, кто готов вернуться
или же поехать, как в старые времена по распределению молодые
специалисты.
- Туда уже никто не поедет.
- Я в это не очень верю. Невозможно долгое существование моноэтнических
образований в России. Люди разных национальностей все равно по жизни перемешиваются и даже заключают в большом числе смешанные браки.
- Они уже существуют. В Чечне 100 человек русских, остальные чеченцы.
- Я считаю, что можно и нужно эту ситуацию исправить. Не может такого
быть в Российской Федерации, чтобы какие-то регионы были
неблагоприятными для проживания людей самой основной национальности –
представителей русского народа. Это в основном касается республик
Северного Кавказа, не только Чечни, но и Ингушетии, других республик.
- Второй вопрос. Опять же по Чечне. Те беженцы, которые бежали,
побросали свои квартиры, работу. За квартиру чеченцам платят по 300
тысяч рублей, а русским платят по 120 максимально. Экономический
геноцид.
- Я считаю, что за утрату собственности нужно платить столько же, сколько платится и чеченцам.


Татьяна, Москва:
-Мой вопрос касается отдаленных регионов страны. Большой регион Сибири
и Дальнего Востока населяли тунгусы, эвенки. Их имена были на карте. В
результате объединения регионов есть теперь огромный Красноярский край
и нет Эвенкии. Не пора ли остановить объединение субъектов федерации?
- Я в свое время говорил о том, что можно было бы уменьшить количество
субъектов федерации, и называл, прежде всего, один субъект, который
создан был под конкретного человека. Я имею в виду Санкт-Петербург и его  
тогдашнего мэра. Имел в виду Еврейскую автономную область, которая
создана скорее под идею, которая не реализовалась. И в отношении автономных
округов. Я считаю, что они должны быть возвращены в состав тех краев и
областей, где они были. Но упразднять их? Они что, разве упразднены?
- Конечно. Их нет на карте. Есть Красноярский край как субъект
федерации, а Эвенкии больше нет.
- И Чукотский автономный округ был когда-то в составе Магаданской
области.
- Ну и что?
- Он не преуспевал не оттого, что не был отдельно, просто там в то
время не было Абрамовича. Я с вами согласен, что исчезновение с карты
названий, связанных с тем или иным народом, с той или иной культурой, очень нежелательно.
Если с территории нашей страны исчезает Эвенкия или Чукотка, то народ,
который продолжает считать себя эвенками или чукчами, конечно, в этом
отношении несет потери. Да и все мы несем потери. Поэтому надо как-то
продумать так, чтобы административный раж по укрупнению
не ликвидировал, если хотите, культурно-географическое многообразие нашей
страны. Иначе у нас будет как в Штатах – от одного до пятидесяти и по линейке на карте.


- Вас беспокоит Мадлеев Александр Аполлонович, бывший заведующий
отделом национальных отношений Иркутской областной администрации. Как
вы думаете, кому это выгодно – нагнетание обстановки и то, что
происходит в Москве? Я имею в виду убийство якутского шахматиста.
Наверняка же это можно просчитать, и специалисты на вашем уровне знают.
Почему не ведется нормальная, целенаправленная работа с
межнациональными отношениями? Хотелось бы услышать ваше мнение, как
эксперта.
- Я сам порой задаю себе вопрос. Как маятник какой-то раскачивается: то
в одну сторону, то в другую. И то, что сейчас идет дополнительная
активизация этнического и религиозного фактора, это
бесспорно. Часто далеко не в лучшую сторону. Эо вызвано, наверное,
избирательным циклом. Подобный маятник настроений во всех странах наблюдается, во время
выборных кампаний политики спекулируют на расовом, на языковом, на
этническом вопросе. На прошлых выборах снимались кандидаты, использующие
для агитации межнациональные отношения, и на выборах в московскую Думу
были случаи снятия с выборов. Я думаю, и сейчас это будет. До крайних
безобразий дело не дойдет. Отчасти маятник вызван Реакцией, которая накопилась у
людей по поводу нерешенных проблем, тех бед, тех обид, которые были
в предыдущие годы. Многие русские уехали из северокавказских республик,
не только из Чечни. Я уж не говорю о старых обидах, связанных с распадом
СССР. Дополнительная конкуренция сейчас возникла в сфере труда, доступа
к ресурсам. Сейчас люди больше огляделись и смотрят, а почему у него
есть, а у меня нет лесопилки, хотя я в Карелии живу и родился, а он
всего-навсего приехал 2-3 года назад из Азербайджана или Чечни, и он
уже владеет рестораном и лесопилкой. Вот эти вещи - тоже фактор очень
важный. Когда распределение ресурсов, собственности происходит
неравномерно по этническим границам.


Подготовил Дмитрий СТЕШИН

"Комсомольская правда", 12 ноября 2007 г.