Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

Отвечаю на вопросы

Ваше имя
Ваш email
Ваш вопрос
Введите символы с картинки:
Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

(17.05.2009) 
Спрашивает Деловое Забайкалье:
Каково влияние кризиса на межнациональные отношения в нашей стране? В какую сторону меняется градус межнациональных отношений?

Отвечает В.А. Тишков:
Этот вопрос я только предполагаю обдумать и написать свой анализ в очередном бюллетене Сети этнологического мониторинга. Но могу сказать, что кризис не привел к каким-либо масштабным коллизиям в отношениях между представителями разных национальностей. Отчасти, видимо, сказалось сокращение иммиграции в страну из стран СНГ и других стран. Однако ультра-националистические лидеры и группы активизировались, о чем говорит рост насилия на почве межнациональной и межрасовой вражды. С другой стороны, людям сейчас не до выяснения отношений по этой части, а власти довольно решительно борются с экстремистами разного толка, включая погромщиков и их вдохновителей.

А вот насчет поворота градуса могу сказать, что наиболее явной тенденцией является актуализация российской общегражданской идентичности, рост патриотических настроений среди россиян независимо от их национальности.


(17.05.2009) 
Спрашивает Деловое Забайкалье:
Забайкалье приграничный регион с Китаем. За последние годы жители Забайкальского края не могут позволить себе путешествие в Москву или в Европейскую часть России и едут на Желтое море в Китай.

Каким образом вы можете прокомментировать политику Китая в отношении приграничных областей России: к чему это может привести в среднесрочной/ долгосрочной перспективе? Хороши ли возможные последствия для жителей региона?

Отвечает В.А. Тишков:
Я не занимаюсь политикой Китая в отношении России и ее Дальнего Востока, но могу сказать, что граница между странами признана и нами надежно охраняется, а число китайцев в регионе особенно не растет и более жесткое регулирование миграции сейчас имеет место. Россиян в Китай ездит даже больше, чем китайцев в Россию. Именно россияне готовы запродать ценные ресурсы китайским торговцам, как это они делали с продажей морепродуктов в Японию. Если сами россияне будут аккуратнее относится к своему краю и к его богатствам, иностранцы грабить регион уже не смогут, кроме как тайных браконьеров в тайге и на Амуре. Но их можно выловить и поставить дело под контроль.

При этом не стоит забывать, кто за последние 15 лет помог населению пограничных областей одеться в разнообразную и доступную одежду и приобрести товары широкого потребления. Так не может быть, чтобы товарами китайскими и услугами китайцев люди в Сибири и на Дальнем Востоке продолжали пользоваться, а самих китайцев представлять как смертельную угрозу и не пускать их в страну.

Я выступаю за масштабную программу воспитания российской идентичности через расширение знаний о своей стране, включая обязательные путешествия-экскурсии для всех оканчивающих среднюю школу в один-два региона страны: один – это столица Москва или Санкт-Петербург, другой – это Кижи, Байкал, или Золотое кольцо старых русских городов. Снижение тарифов для молодежи и пенсионеров – шаг в правильном направлении, но нужно еще много сделать.


(17.05.2009) 
Спрашивает Деловое Забайкалье:
С недавнего времени Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились и стали представлять собой Забайкальский край. Население Забайкальского края: 1 миллион 200 тысяч жителей, 10 % из них – буряты. На Ваш взгляд, каковы плюсы и минусы объединения с точки зрения самобытной культуры бурят?

Отвечает В.А. Тишков:
Самобытность бурятской культуры и сам народ буряты существовали и будут существовать до округов и республик, при округах и республиках и без округов, если такое общее решение было принято. Культура сохраняется не числом бурятских чиновников, а гражданскими правами и свободами, а также благосостоянием людей. Россияне бурятской национальности более чем конкурентно способны в масштабах всего российского государства. Округ мог работать на изоляцию и снижение возможностей его жителей. Хотя агинские буряты – это своего рода эталон бурятской традиционной культуры, особенно языковой, и округа способствовали культурному воспроизводству и сохранению этнической идентичности. Нужно сохранить некоторые важные инструменты внутреннего самоопределения, которые были при существовании системы автономных округов.

Руководимый мною Институт этнологии и антропологии РАН вместе с учеными из Бурятии несколько лет тому назад издал фундаментальный труд «Буряты». Мы и сейчас готовы оказать помощь в плане этнокультурного развития, если в этом есть необходимость.


(17.05.2009) 
Спрашивает Деловое Забайкалье:
Какие рекомендации разрабатывает ваш институт для сохранения малых народов?

Отвечает В.А. Тишков:
Смотрите на сайте института (www.iea.ras.ru) наши труды по проблемам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе независимый экспертный доклад под моей редакцией, где есть рекомендации. Мое видение этой проблемы не ограничивается «сохранением», ибо в отличие от многих других российских народов (русские, украинцы, мордва, евреи и т.д.) эта группа народов заметно увеличивает свою численность (на 25% между переписями населения 1989 и 2002 гг.). Мне кажется более важной проблема культурно ориентированной модернизации и улучшения социальных условий жизни это уникальной части населения страны, чем просто риторика о вымирании и т.п.


(05.03.2009) 
Спрашивает Алексей:
Здравствуйте, Валерий Александрович! Как вы считаете, возможно ли искоренить терроризм как социокультурное явление? И насколко оправданным является точка зрения, что терроризм победить невозможно и он будет существовать всегда?

Отвечает В.А. Тишков:
Самое простое объяснение причин терроризма - это социальная обездоленность или ответ на уже совершенные насилие и несправедливости. Но бедность не порождает терроризм: его инциаторы или заказчики - этой чаще всего состоятельные люди или структуры, а исполнители тоже не всегда так бедны, ибо могут даже учиться в университетах или на курсах по обучению пилотов. Поэтому для понимания феномена современного терроризма важно обратить внимание на два аспекта: это прежде всего иделогическая обработка (индоктринация) и процесс рекрутирования в ряды террористов их исполнителей, без чего терроризм невозможен, а также заказной аспект терроризма как средства достижения политических целей. Т.о., терроризм - это идеология и бизнес одновременно. Плюс новые технололгические и другие возможности совершать масштабное насилие в форме чудовищных террактов. "Классический" терроризм бомбистов XIX - начала XX вв. себя изжил по причине того, что в результате взрывов страдали не только избранные жертвы из числа важных особ, но и простые, случайные люди. Сейчас терроризм ставит целью как можно больше уничтожить людей для всеобщего устрашения. Через разные механизмы, в том силе и через преследование и наказание террористов, этот феномен будет в какой-то степени ограничен и может даже устранен из нашей жизни. Но само насилие и устрашение через насилие едва ли исчезнут из человеческой культуры. Они могут приобрести другие формы. Какие - на этот вопрос ответить трудно. Человек - существо изобретательное, в том числе и в совершении зла.