Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

Отвечаю на вопросы

Ваше имя
Ваш email
Ваш вопрос
Введите символы с картинки:
1, 2, 3, 4, 5  След.

(22.05.2009) 
Спрашивает :
Национальная нетерпимость в Чечне уже давно превратилась в геноцид, в результате которого мусульмане чеченцы вырезали и изгнали около полумиллиона русских православных христиан. Кремль и псевдоправозащитники этого категорически не замечают. Кто выплачивает компенсации за потеряные дома, квартиры, нарушенные конституционные права сотням тысяч русских, подвергшимся геноциду в Чечне и Ингушетии? А вот чеченофашистам все щедро выплачивают. Да они еще и через европейский суд по несколько сот тысяч получают. А русским ничего не выплачивают. Это государственный апартеид русских! Их истребляют и дискриминируют на всех уровнях. Президент и Дума дружно молчат по этому поводу. Это чудовищно!

Отвечает В.А. Тишков:
Давайте разберемся спокойнее. В Чечне до прихода к власти Дудаева, когда началось насилие в отношении русского населения, проживало около 250 тысяч русских. Часть их была вынуждена выехать до начала войны в 1994 г., но основная часть уехала, когда был разбит город Грозный, где и проживало 80% русских. В Чечне осталось мало русских, но в Грозном на днях был открыт вновь построенный православный храм, который осветил владыка Феофан. Согласен только с двумя моментами в вашем вопросе: 1) не было должной реакции ни в России, ни в международном сообществе на насилие в отношении русских при Дудаеве в начале 1990-х гг., 2) денежные компенсации за утраченное жилье, имущество и здоровье должны распространяться и на тех русских, кто был вынужден покинуть Чечню.


(22.05.2009) 
Спрашивает :
Означает ли название исследования"Межэтническая нетерпимость: причины и факторы распространения" что за его рамками остались исламофобия и юдофобия (примеры межконфессиональной вражды), расизм (белых и чёрных), вражда по социальным или политическим мотивами (антиамериканизм и русофобия) и т.п.? насколько оправдана "этнизация" существующих проблем? ведь этнос - сравнительно недавнее изобретение?

Отвечает В.А. Тишков:
Замечательный вопрос. Да, действительно формы нетерпимости по отношению к населению других стран и к странам в целом, а также к последователям других религий в этом исследовании не рассматривались. В этом смысле исследование по своим рамкам уже, чем тема, которую обсуждал форум в Общественной палате «За гражданское согласие против нетерпимости и экстремизма». Элемент «этнизации» этого более широкого и многообразного явления действительно есть, даже если авторы этого не хотели. Спасибо за замечание.


(22.05.2009) 
Спрашивает :
Почему раньше узбеки, таджики, молдоване, азербайджанцы и кавказцы редко приезжали в Россию?

Отвечает В.А. Тишков:
Это не совсем так. В СССР была активная внутренняя миграция и обмен населением между регионами. Был даже огрнабор и переселение в Россию групп населения их Средней Азии, туда, где были особенно нужны рабочие руки. Многие молодые люди оставались в центральных регионах России после службы в Советской Армии, если их забирали из Средней Азии и Закавказья. Но количество таких мигрантов было значительно меньше. После распада СССР границы остались открытыми, а экономика новых государств Кавказа и Средней Азии оказалась в кризисе при высокой рождаемости населения и сравнительно низком уровне рождаемости по сравнению с Россией. В России между тем образовался огромный рынок для продажи разных товаров, включая фрукты и овощи, а также цветы, торговлей которых занялись те же азербайджанцы. Молдоване и армяне стали ехать в Россию строить частные дома и дачи, ремонтировать квартиры, работать на стройках. Среднеазиаты поехали зарабатывать деньги на неквалифицированных работах. Если российские граждане и предприниматели нанимали таких иммигрантов, то, значит, в этом была потребность, а если была работа и за нее платили, то и ехали мигранты. На своих родинах у них таких возможностей не было. Кстати, до этого не уезжало из России в Европу и Америку столько много русских эмигрантов. Местные американцы очень недовольны, что понаехали русские и индусы и заняли все хорошие места в компьютерных фирмах и т.п. Но есть спрос и люди уезжают в поиске лучшей жизненной доли. Сейчас в связи с кризисом и ограничениями миграции число приезжих иностранцев-гастарбайтеров заметно сокращается. Если россияне снова начнут нанимать на работу приезжих из Средней Азии и южного Кавказа, тогда их число снова может начать расти. Есть вариант более жесткого визового режима и въезд только по трудовым приглашениям или на учебу принятых в вузы. Но это пока ввести трудно, учитывая недавнюю близость населения бывшего СССР и интерес России к сохранению своего влияния и авторитета в странах бывшего СССР. Кстати, уже добрая половина молдован, приезжавших в Россию на заработки, сейчас переключилась на Болгарию, Италию, Румынию и другие страны Европы. Хорошего мастера-строителя по дереву из Молдавии уже найти в России не так просто.


(22.05.2009) 
Спрашивает :
Почему межэтническая нетерпимость наступила после свержения Советской Власти (1985 г.)?

Отвечает В.А. Тишков:
Потому что при Советской власти существовала очень мощная пропаганда дружбы народов и интернационализма и любые открытые проявления негативного отношения к людям другой расы или национальности не только осуждались, но и были фактически невозможны, ибо сами формы общественной организации людей жестко регулировались и контролировались партийно-государственной машиной. Зато само государство могло осуществлять самые жестокие акции против людей той или иной национальности и тем самым как бы обладало монополией даже на политику нетерпимости: выгнать со своих мест проживания в Грузии никто бы не посмел, но Сталин и Берия с органами НКВД выселили месхетинских турок подчистую в Среднюю Азию. Зато после ослабления авторитарной системы уже при Горбачеве и еще при Советской власти узбекские националисты, полукриминальные элементы при попустительстве местной власти разожгли межэтническую нетерпимость в отношении представителей данной национальности и выгнали всех месхетинских турок из Узбекистана. Еще при советской власти зашкалила нетерпимость в отношения между азербайджанцами и армянами и произошел кровавый конфликт и вокруг Нагорного Карабаха и погром армянского населения в азербайджанском городе Сумгаите. А еще ранее из-за давления и угроз Армению покинули более 100 тысяч азербайджанцев. Самый краткий ответ может быть таким: там, где власть ослабевает и позволяет человеконенавистникам и погромщикам действовать, появляются те, кто начинают объявлять врагами или вредными элементами людей других национальностей, даже если они граждане одного государства. В этом случае до открытого насилия и конфликтов остается один-два шага. Но есть для этого и некоторые социальные и психологические причины, а также политические и коммерческие расчеты. Затеять бузу выгоднее в ситуации избирательных кампаний, передела собственности, отстранения от власти правящей группы, партии или личности. В демократическом обществе, таким образом, право на нетерпимость переходит от государства к общественным элементам, которые одержимы данной идеологией или используют ее в определенных целях. В каком-то смысле нетерпимость есть плата за демократию, но это не является оправданием нетерпимости, тем более в ее организованных и насильственных формах.


(17.05.2009) 
Спрашивает Деловое Забайкалье:
Какие проблемы межнациональных отношений (основные направления) рассматривает Общественная палата РФ сегодня? Какие вопросы курируете лично Вы?

Отвечает В.А. Тишков:
В нынешнем составе ОП РФ я являюсь председателем подкомиссии по межнациональным отношениям и этнокультурному развитию Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести. В последнее время наша комиссия занималась несколькими проблемами, имеющими отношение к гражданскому обществу, а не только к сфере государственного управления. Я их перечислю и назову некоторые самые важные мероприятия, а на сайте палаты Вы можете найти дополнительные материалы.

1. Религиозные аспекты жизни и развития российского общества (провели в марте 2008 г. публичные слушания по теме «Теология в системе научного знания и образования», которые изданы отдельной брошюрой).

2. Противодействие ксенофобии и экстремизму (в апреле 2009 г. провели гражданский форум «За гражданское согласие – против ксенофобии и экстремизма». Есть рекомендации и стенограмма выступлений.)

3. Содействие разрешению конфликтов и преодоление последствий конфликтов (прошла серия встреч представителей российской и грузинской обществености в России и в других странах, вопрос обсуждался в ОП РФ).

4. Этнокультурное развитие и утверждение гражданской идентичности в российском обществе (были слушания, подготовлены рекомендации для работников милиции, готовим вопрос на пленарное заседание палаты в конце года).

Завтра я улетаю в Берлин в составе делегации палаты для обсуждения с германскими коллегами проблем адаптации мигрантов и положения выходцев из России и русскоязычного населения в этой стране. Сборник материалов по теологии вышел под моей редакцией. Форум готовился при моем участии и с моим основным докладом. Но комиссию сейчас возглавляет Н.К.Сванидзе. В ней много активных членов палаты, в том числе такие известные люди, как владыка Феофан и Максим Шевченко. Последний взял на себя трудное дело организации контактов и дискуссий с грузинами, абхазами и осетинами.