Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N52, 2003

Первичные данные переписи 2002 г. говорят о серьезных изменениях в этнической идентификации россиян, которые произошли с момента переписи 1989 г. Речь идет о своего рода "подвижках" в численной иерархии наиболее крупных этнических общностей (свыше 400 тыс. человек), по которым Госкомстат объявил данные. Эти 23 группы составляют 96% населения, и их культура и язык ощутимо присутствуют в жизни страны.

Важный момент в этой сфере - соотношение в структуре населения России русских, на основе языка и культуры которых строится общероссийская культура, и нерусских, культурная традиция которых играет важную роль, как для самих этих групп, так и для российской культуры в целом. Следует помнить, что в Российской империи и в СССР русские никогда не превышали 51% населения, и только в Российской Федерации они составили абсолютное большинство. Что влияет на рост или сокращение численности заявивших о своей принадлежности к той или иной этнической общности, которых новая перепись зафиксировала в России около 160? Это три фактора: естественный рост (соотношение рождаемости смертности), миграция и смена самосознания. В разных обстоятельствах эти факторы проявляются по-разному, но два последних имели в последнее десятилетие особое значение. Существенно изменились направленность и структура миграционных потоков, а либерализация общественной жизни, рост этнического самосознания и национализма в республиках способствовали идентификации с политически более влиятельными группами (например, с башкирами в Башкирии или татарами в Татарстане).

По уже известным итогам выделим группы, абсолютная численность которых сократилась. Это - русские, украинцы, чуваши, мордва, белорусы, удмурты, марийцы, немцы. К ним, очевидно, добавятся евреи и еще несколько этнических групп, статистические данные о которых еще не обнародованы. Сокращение их численности обусловлено отрицательным естественным приростом, а в некоторых случаях также массовой эмиграцией (немцы и евреи, частично - украинцы и белорусы). Важен и фактор смены идентичности, особенно если распространены межэтнические браки. По прошлой переписи известно, что почти 76% украинцев в России живут в этнически смешанных семьях, в основном - русско-украинских. В Приволжском федеральном округе во время переписи 1989 г. украинцами себя назвали свыше полумиллиона человек. То же двойное этническое самосознание характерно для белорусов, мордвы, удмуртов.

Не только браки, но и распространение городского образа жизни влияет на перемену в этническом самосознании. Нередко оно становится двойственным, а этого нынешняя перепись уловить не смогла из-за несовершенной методики опроса. Можно предположить, что трудности учета неоднозначной этнической идентичности стали существенной причиной сокращения численности мордвы, удмуртов, марийцев, хотя, будь методика несколько иной, другими были бы и результаты. Определенную роль сыграло и появление "новых", как правило, очень маленьких этнических групп. Так, в списке народов теперь числятся бесермяне, тогда как раньше их учитывали в составе удмуртов.

Что касается русских, то благодаря значительному миграционному пополнению их общее число сократилось только на 3%, а доля в составе населения страны - на 2%. Однако следует иметь в виду, что численность русских в других странах бывшего СССР сократилась гораздо сильнее, а значит, и общее число русских в постсоветских государствах уменьшилось больше, чем на 3%. Немалую роль в этом сыграла эмиграция в страны дальнего зарубежья. Естественно, что уменьшение численности украинцев и белорусов в России означает ее увеличение в соответствующих государствах, но не в равной степени, ибо часть украинцев и белорусов "перешли" в русские (так было на протяжении всего ХХ века), а часть - уехали в другие страны.

Среди некоторых этнических групп на территории России наблюдался нулевой рост, их численность осталась примерно такой же, как и в конце 1980-х годов. Это - татары, казахи, буряты, а также, видимо, другие группы, по которым еще не известны результаты переписи. Важен случай с татарами, численность которых выросла всего на 36 тыс., и если при публикации итоговых материалов переписи так называемые "подгруппы" - кряшены и сибирские татары - будут выделены отдельно, именно этот минимальный прирост может исчезнуть. Ранее, в микропереписи 1994 г., сибирские татары уже были подсчитаны отдельно от татар. А что касается кряшен, то вокруг этой небольшой группы1 накануне переписи разгорелись жаркие общественно-политические дискуссии, вышедшие далеко за рамки научного спора2. Кроме того, в нынешней переписи Госкомстат вполне правомерно посчитал отдельно малочисленную этническую группу нагайбаков, которая раньше также учитывалась в составе татар3. Впрочем, эти исключения демографически не являются значимыми на фоне более пяти миллионов человек, определивших себя как татары. Но для политиков, особенно для татарских националистов, символически важно - растет или "вымирает" татарская нация.

А ведь речь на самом деле должна идти не о демографическом сокращении численности татар, а о достоверности произведенного учета населения в Башкортостане, где, как показала последняя советская перепись, татар насчитывалось больше, нежели башкир4. Даже при низком уровне естественного прироста5, не считая миграционного притока, численность татар, по сравнению с 1989 г. должна была вырасти на полмиллиона. А это во много раз больше, чем упомянутые группы сибирских татар, кряшен и нагайбаков вместе взятые. Малочисленные кряшены в данном случае - всего лишь заложники чужих политических игр. При окончательной публикации данных переписи следует еще раз подумать о настойчивом желании наиболее активной части кряшен видеть себя в качестве отдельного народа. Конституционное право на свободное выражение своей национальной принадлежности здесь на их стороне.

Что касается опережающего роста башкир по сравнению с татарами, то это, конечно, не результат одних лишь "демографических игр" политиков Башкирии. Этническая идентичность изменчива и зачастую - неоднозначна. Если сравнить результаты нескольких переписей, то получается такая картина: в 1989 г. численность тех, кто назвался татарами, возросла по отношению к численности 1979 г. на 110,3%, а количество назвавшихся башкирами увеличилось всего лишь на 104,2%. Если не учитывать феномен смены идентичности, результаты кажутся странными. Ведь известно, что среди башкир больше сельских жителей и более значительна рождаемость. В нынешней переписи взят своеобразный реванш: у татар прирост мизерный - всего 100,7%, а у башкир - заметный, 124,4%. Истинное положение дел находится где-то в этом интервале.

Численность ряда крупных народов увеличилась, причем некоторых - очень значительно, в два и более раза. Это - армяне, азербайджанцы, ингуши. Первые две группы увеличились, прежде всего, за счет иммиграции, ибо в нынешнем социально-политическом и демографическом контексте смена идентичности в пользу этих групп в России вряд ли возможна.

Очевидно, еще будет немало публикаций о том, что численность азербайджанцев в переписи сильно занижена. СМИ писали о "миллионах" азербайджанцев в России, о большой диаспоре в Поволжье и на Урале, о "миллионе" в одной лишь Москве. Но за пределами Азербайджана не может находиться несколько миллионов выходцев из этой страны. Это показывают простые расчеты. По переписи 1989 г. в республике было 7,02 млн. человек, а по переписи, проведенной там в 1999 г., 7,95 млн. Если исходить из гипотетически высоких показателей естественного прироста, тогда в 1999 г. в стране должны были насчитать примерно 8,8 млн. человек. Перепись же дала на 850 тыс. меньше от ожидаемого числа. Следует, конечно, принять во внимание демографические последствия конфликтов, произошедших в конце 1980-х и начале 1990-х годов: почти все армяне покинули Азербайджан, и, кроме того, азербайджанская перепись не смогла достоверно учесть население Карабаха. Но она учла большое количество вынужденных мигрантов, прибывших из Армении и Средней Азии, что в демографическом отношении в значительной мере компенсировало результат. Очевидно, что разница между итогом и ожидаемой численностью возникла в результате других миграционных процессов, а именно - оттока населения. Среди покинувших Азербайджан порядка 250 тыс. - это русские. Какое-то количество уехавших составляют украинцы, татары, евреи. Но большинство из переселившихся за рубеж - азербайджанцы, т. е. порядка 600 тыс. человек. Многие обосновались в Турции, а также в государствах бывшего СССР, какая-то часть - в странах дальнего зарубежья. Большинство же переехало в Россию, и это согласуется с данными Всероссийской переписи 2002 г. Согласно ей, численность азербайджанцев в РФ увеличилась на 285,6 тыс. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что численность азербайджанцев на момент российской переписи была большей. Но это за счет временных трудовых мигрантов, которые по правилам переписи не учитываются в этническом составе населения. Хотя и в этом случае речь не идет о миллионах человек. По разным причинам государственные миграционные службы постоянно завышают численность мигрантов6, что и вызывает заметный общественный резонанс.

Что касается ингушей, то относительно высокий естественный прирост (самый высокий среди российских народов, если не считать народы Дагестана) едва ли мог дать такой значительный рост. Здесь возможны тривиальные приписки в ходе переписи, ибо смена самосознания в пользу ингушей за счет какой-либо другой национальности маловероятна7. Желание властей Ингушетии сохранить численность населения на уровне предыдущих лет понятно, ведь с уменьшением в республике количества чеченских беженцев, сокращаются и дотации из федерального бюджета.

Увеличение численности дагестанских народов (аварцев, даргинцев, кумыков и других), как и других народов Северного Кавказа, произошло в основном за счет естественного прироста. Исключение тут составляют лезгины и осетины, состав которых заметно пополнился переселенцами из Закавказья. Выход аварцев в число самых крупных народов России окончательно показал абсурдность притязаний дагестанских властей считать аварцев и другие крупные этнические группы (среди них - и проживающие в республике русские) коренными малочисленными народами Российской Федерации. В Дагестане действительно живут 16 небольших народов, которые власти не хотели бы признавать8. Нынешняя перепись даст о них некоторые сведения (хотя, наверняка, численность окажется заниженной). Правительству Российской Федерации следует отменить свое закрытое постановление о признании малочисленными народами России 14 "официальных" народов Дагестана, как и право дагестанских властей определять этот список и представлять его федеральной власти.

Вероятнее всего, перепись недосчиталась казахов. Их численность возросла всего лишь на 3%, тогда как известно об их интенсивном миграционном притоке из соседнего Казахстана, причем основная масса селится в южных областях Поволжья и Урала в сельской местности. В предыдущий межпереписной интервал увеличение численности казахов в Российской Федерации по темпам отставало лишь от быстро растущих северокавказских групп.

Ощутимым для демографии России стало сокращение численности немцев. На протяжении 1990-х гг. Россия была своеобразным перевалочным пунктом для миграционных потоков в Германию. Хотя приезжало немалое количество немцев из Казахстана и Средней Азии, ежегодно страну покидало по 30-50 тыс. российских немцев. Общий баланс оказался отрицательным - снижение произошло почти на треть. Перепись показала, что и некоторые другие группы заметно уменьшились (белорусы, украинцы). Но такое уменьшение в немалой степени связано со сменой этнической идентичности. Для немцев же характерно именно сильное демографическое сокращение численности. Впрочем, неизвестно, как повлияли эти процессы на ситуацию в Приволжском федеральном округе, где в конце 1980-х гг. немцев насчитывалось свыше 100 тыс. Демографические результаты покажут более детальные материалы переписи, которые будут опубликованы в 2004 г.

 

Примечания:

1. Кряшены, как полагают, являются группой казанских татар, подвергнутых крещению после завоевания Русским государством Казанского ханства. Эта группа численно невелика  и сосредоточена в основном в Татарстане. Специалисты различают следующие группы кряшен: молькеевскую (на границе с Чувашией), предкамскую (Лаишевский, Пестреченский районы), елабужскую, чистопольскую. Часть кряшен проживают в соседних регионах, например, в Граховском районе Удмуртии.

2. См. об этом в бюллетенях этнологического мониторинга: Тишков В. Серьезные опасения и напрасные страхи (Политика цифр в переписи населения 2002 года) /Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 40, 2001; Валеев Ш., Габдрафиков И. Башкортостан. Идет подготовка к переписи /Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 40, 2001; Абдрахманов Р. Перепись как политика /Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 41, 2002; Беляков Р. Кряшены - поворот исторической судьбы? /Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 41, 2002; Абдрахманов Р. АН Татарстана - за сохранение единого татарского этноса /Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 43, 2002; Беляков Р. Судьба татарской нации: дискуссия продолжается /Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 43, 2002.

3. В Оренбургской и Челябинской области проживает небольшая группа (порядка 10-15 тыс. человек) называющих себя "нагайбаками" ("нагайбэклэр"). Исследователи полагают, что нагайбаки - потомки либо крещеных ногайцев, либо крещеных казанских татар. Во время переписей 1920 и 1926 гг., а также начиная с российской микропереписи 1994 г. нагайбаки учитываются статистическими органами отдельно от татар.

4. По переписи населения 1989 г. в Башкортостане русские составляли 39,3% населения, татары - 28,4%, башкиры - 21,8%, и республиканской власти очень бы хотелось изменить это соотношение (см. подробнее: Габдрафиков И. Предварительные итоги переписи населения. Башкортостан /Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 49, 2003).

5. Низкий естественный прирост составляет 5-10 промилле в год. При расчетном уровне 6,2 промилле естественного прироста татар на территории РФ, определенного Госкомстатом в 1990 г. на основе сравнения данных переписи 1989 г. и материалов текущего учета, ожидаемая численность татар во время переписи 2002 г. могла составить 6,02 млн. человек.

6. Хотя бы из-за двойного - тройного статистического учета в течение года.

7. Хотя можно допустить, что ингушами мог назваться кто-то из чеченских беженцев, живущих у родственников в Ингушетии. Кроме того, ингушскую идентичность могли указать малочисленные орстхойцы, живущие на стыке двух республик. Эту группу раньше причисляли к чеченцам.

8. Это учитываемые прошлыми переписями в составе аварцев андо-цезские народы (андийцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндалы, хваршины, цезы, чамалалы), а также арчинцы. По оценкам специалистов, их общая численность составляет порядка 100 тыс. человек. Кроме того, в составе даргинцев ранее учитывались малочисленные кайтагцы и кубачинцы, всего, по этнографическим наблюдениям, свыше 30 тыс. человек.

 

В. Тишков, В. Степанов